Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта

Служба медиации

56




Зачем нужна  медиация в школе?

Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса   (учеников,  учителей, родителей и т.д.)

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня конфликтности в школе и сохранения добрых отношений.

В мировой практике это один из способов разрешения споров, в  котором нейтральная сторона, называемая медиатором способствует выработке внесудебного 

решения.


Зачем нужна медиация

детям?

          В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта.

Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создает    необходимое чувство безопасности, где  можно   разрешить спор, где стороны могут прийти к  соглашению,  которое,  скорее всего, будет реализовано.

 

Школьная служба медиации, примирения


           Школьная служба примирения является оформленным объединением участников образовательного процесса, реализующим восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков, и построению конструктивных отношений в школьном сообществе. Может быть оформлена как структурное подразделение образовательной организации или методическое объединение.

           Школьная служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на конфликты и противоправное поведение с причинением вреда. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае  вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

                    Школьная служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть  сторонам конфликта должно предлагаться в первую очередь обратиться в школьную службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров  и медиации образовательная организация может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

                   В школьную службу примирения включены учащиеся средней и старшей школы. Допускается создание школьной службы примирения только из специалистов образовательной организации. В работе школьной службы примирения по согласованию с администрацией могут участвовать медиаторы-ведущие восстановительных программ из других районных, окружных и городских организаций

Принципы деятельности школьной службы примирения

 Деятельность школьной службы примирения основана на следующих принципах восстановительного подхода к реагированию на конфликты с причинением вреда и правонарушения несовершеннолетних:

  1. Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее.

  2. Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами самого нарушителя. Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.

  3. Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений.

  4. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответственного поведения как важный элемент воспитания.

  5. Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации /правонарушения нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению.  Поддержка позитивных изменений и выполнения участниками заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных,  близких и школьного сообщества

При проведении  восстановительных программ служба примирения соблюдает следующие принципы:

  1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников)  в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не  участвовать в восстановительной программе.

  2.  Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство школьной службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.

  3. Принцип нейтральности, запрещающий медиатору-ведущему восстановительных программы принимать сторону какого-либо  участника конфликта (в том числе сторону администрации). Медиатор – ведущий восстановительных программ  в равной степени поддерживает обе  стороны в их стремлении в разрешении конфликта. Нейтральность предполагает, что школьная служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

  4. Принцип информирования.  Медиатор – ведущий восстановительных программ должен предоставить сторонам необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора (в том числе согласия или отказа от участия в восстановительной программе).

  5. Принцип безопасности. Медиатор – ведущий восстановительных программ обязан обеспечить безопасность участников на совместной встрече. В случае сомнений в безопасности необходимо продолжить работу со сторонами по отдельности,  или отказаться от проведения совместной встречи.


Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию, а также формировать ответственное поведение и взаимную поддержку  внутри школьного сообщества.

Цель школьной службы примирения —   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения детей и подростков.

Задачами школьной службы примирения являются:

  • проведение восстановительных программ (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
  •  обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования  конфликтов и реагирования на правонарушения детей и подростков;
  • организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах восстановительного подхода к реагированию на конфликты  и правонарушения детей и подростков;
  • насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса;
  • ограничение  административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда,  нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;
  • в случае совершения  правонарушения/преступления учащимся образовательной организации  - взаимодействие с КДНиЗП  судом  и другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - с целью  координации действий для реализации принципов восстановительного  подхода

Личное обращение к куратору службы Рудь София Михайловна, кабинет № 308 с понедельника по пятницу с 9.00-15.00

Городская служба медиации (ГСМ) МБУДО «ДООСПЦ»: http://doospc.dop.obrazovanie33.ru/osnovnyenapravleniya-deyatelnosti/gorodskaya-sluzhba-mediatsii/)

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ

  • Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.

  • Научиться убеждать других словами, а не силой.

  • Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.

  • Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.

  • Научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.

  • Помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).

  • Получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности.

  • Лучше понимать сверстников и взрослых, родителей и учителей.

  • Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.

  • У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.

  • ü Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганом» или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.

  • ü Обрести конструктивную поддержку класса (группы) в положительных изменениях.

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ

  • Возможность управлять конфликтами.

  • Возможность использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию обучающихся.

  • Восстановление душевного равновесия в ходе «Кругов поддержки сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.

  • Приобретение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.

  • Освоение технологии для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;

  • Овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской среде.

  • Укрепление роли ученического самоуправления.

ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ

  • Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.

  • Родители могут обратиться в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними.

  • Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.

Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуация


Алгоритм обращения родителей с жалобой

Если Вы обратитесь в службу школьной медиации, то с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, проводится примирительная встреча, на которой обсуждается следующие  вопросы:

·         каковы последствия ситуации для обеих сторон;

·         каким образом разрешить ситуацию;

·         как сделать, чтобы этого не повторилось.

 

img6.jpg