В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов “Современная школа”, “Успех каждого ребенка”, “Молодые профессионалы” национального проекта “Образование”.
Национальным проектом "Образование" предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Направления наставничества:
- «педагог - педагог»
- «педагог - обучающийся»
- "обучающийся - обучающийся"
- «студент - обучающийся»
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в образовательной организации.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
- Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий
- Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников региональных предприятий и организаций, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций
- Привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта Российской Федерации и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.
В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль отведена наставничеству. Молодой специалист, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи коллег направляющих его деятельность, в обучении трудовым навыкам. Опытный наставник сможет привить молодому работнику высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.В МАОУ "СОШ № 49" целевая модель наставничества осуществляется в нескольких направлениях. Модели "педагог-педагог", "педагог-обучающийся" реализуются в рамках работы "Региональной инновационной площадки «Образовательная экосистема школы как условие профессионального и личностного развития педагогов» на базе нашей школы. Инновационная площадка включает треки:
«Школа – педагога – исследователя»
« Школа наставничества»
« Школа молодого педагога» и другие.
В работе треков педагоги обмениваются опытом на семинарах, практикумах, создаются учебно – методические разработки и научные статьи, учителя принимают участие в конференциях и профессиональных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского и международного уровня. Региональная инновационная площадка позволяетт повысить профессиональный уровень педагогов.
- Доведение уровня фундаментальных знаний школьной программы до требований учебного заведения.
- Развитие личностных качеств, способных помочь адаптироваться к учебному процессу Вуза.
Совместная деятельность школьных учителей и преподавателей ВУЗа положительно влияют на успеваемость не только сегодняшних школьников, но в будущем и на студентов.
Итогом работы за 2 года станет индивидуальный проект обучающихся , выполненный по руководством преподавателей Вуза.
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный уровень:
Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145
Региональный уровень
Распоряжение департамента образования Владимирской области от 7 декабря 2021 года № 1265 "Об организации внедрения целевой модели наставничества на территории Владимирской области"
Уровень образовательной организации