Зачем нужна медиация в школе?
Главная цель медиации - превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.)
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня конфликтности в школе и сохранения добрых отношений.
В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором способствует выработке внесудебного
решения.
Зачем нужна медиация
детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта.
Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создает необходимое чувство безопасности, где можно разрешить спор, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будет реализовано.
Школьная служба медиации, примирения
Школьная служба примирения является оформленным объединением участников образовательного процесса, реализующим восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков, и построению конструктивных отношений в школьном сообществе. Может быть оформлена как структурное подразделение образовательной организации или методическое объединение.
Школьная служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на конфликты и противоправное поведение с причинением вреда. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
Школьная служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта должно предлагаться в первую очередь обратиться в школьную службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательная организация может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
В школьную службу примирения включены учащиеся средней и старшей школы. Допускается создание школьной службы примирения только из специалистов образовательной организации. В работе школьной службы примирения по согласованию с администрацией могут участвовать медиаторы-ведущие восстановительных программ из других районных, окружных и городских организаций
Принципы деятельности школьной службы примирения
Деятельность школьной службы примирения основана на следующих принципах восстановительного подхода к реагированию на конфликты с причинением вреда и правонарушения несовершеннолетних:
Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее.
Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами самого нарушителя. Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.
Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений.
Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответственного поведения как важный элемент воспитания.
Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации /правонарушения нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения участниками заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного сообщества.
При проведении восстановительных программ служба примирения соблюдает следующие принципы:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в восстановительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство школьной службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
Принцип нейтральности, запрещающий медиатору-ведущему восстановительных программы принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе сторону администрации). Медиатор – ведущий восстановительных программ в равной степени поддерживает обе стороны в их стремлении в разрешении конфликта. Нейтральность предполагает, что школьная служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
Принцип информирования. Медиатор – ведущий восстановительных программ должен предоставить сторонам необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора (в том числе согласия или отказа от участия в восстановительной программе).
Принцип безопасности. Медиатор – ведущий восстановительных программ обязан обеспечить безопасность участников на совместной встрече. В случае сомнений в безопасности необходимо продолжить работу со сторонами по отдельности, или отказаться от проведения совместной встречи.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию, а также формировать ответственное поведение и взаимную поддержку внутри школьного сообщества.
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения детей и подростков.
Задачами школьной службы примирения являются:
Личное обращение к куратору службы Рудь София Михайловна, кабинет № 308 с понедельника по пятницу с 9.00-15.00
Городская служба медиации (ГСМ) МБУДО «ДООСПЦ»: http://doospc.dop.obrazovanie33.ru/osnovnyenapravleniya-deyatelnosti/gorodskaya-sluzhba-mediatsii/)
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
Научиться убеждать других словами, а не силой.
Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.
Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
Научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
Помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
Получить уникальные навыки медиатора и опыт миротворческой деятельности.
Лучше понимать сверстников и взрослых, родителей и учителей.
Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
ü Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганом» или человеком, которым взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации сильных конфликтов или правонарушений.
ü Обрести конструктивную поддержку класса (группы) в положительных изменениях.
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ
Возможность управлять конфликтами.
Возможность использовать конфликты как воспитательную ситуацию, которая при правильной организации может помочь развитию обучающихся.
Восстановление душевного равновесия в ходе «Кругов поддержки сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
Приобретение новых знаний и практических навыков в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
Освоение технологии для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;
Овладение подходами и приемами для поддержания порядка в детской среде.
Укрепление роли ученического самоуправления.
ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ
Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
Родители могут обратиться в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними.
Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуация
Алгоритм обращения родителей с жалобой
Если Вы обратитесь в службу школьной медиации, то с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, проводится примирительная встреча, на которой обсуждается следующие вопросы:
· каковы последствия ситуации для обеих сторон;
· каким образом разрешить ситуацию;
· как сделать, чтобы этого не повторилось.